Давний славянский праздник Ивана Купала

сб, 06/06/2015 - 03:51 -- magistico

       День Ивана Купала (или Иванов день) - это славянский праздник Солнца и зрелости лета, день летнего солнцестояния по старому стилю (24 июня). Это день летнего солнцеворота, когда весеннее солнце Ярило сменяется рождением летнего солнца Купало. Его праздновали в ночь с 6 на 7 июля, а церковь 7 июля празднует рождение Иоанна (Ивана) Крестителя. Он проповедовал покаяние через крещение и крестил в водах Иордана самого Иисуса Христа. Со временем славянские традиции и христианство тесно сплелись в один праздник и к Купало неразлучно приставили имя Иван. А в некоторых местностях вместо имени Иван, говорят Ян Купала (созвучие с Иоанн).

Легенда о Купале и Костроме, о цветке Иван-да-Марья

как появился праздник Ивана Купала. Легенда.

       Бог Симаргл – бог огня и покровитель небесного очага, всегда следил и укрывал Солнце от земного зла. Он был влюблен в богиню ночи Купальницу. И вот он не выдержал любовных мук, покинул пост и спустился к Ра-реке, где она его манила и звала. Его любовь, конечно, была взаимна. Но ночь начала отвоевывать у Солнца время и становилась длиннее на Земле. Он вернулся на пост, но через 9 месяцев (в день летнего солнцестояния) родились у них сын Купала и дочь Кострома. Бог Перун преподнес новорожденным свой подарок. Он вложил свою силу и создал дивной красоты цветок у единственно нецветущего папоротника. Дети росли красивые и здоровые.

       Однажды дети убежали гулять к Ра-реке, а там любила обитать птица тьмы. Все, кто ее будут слушать, не смогут остановиться и будут хотеть слушать это великолепное пение всегда. Сестра убежала вовремя, а вот Купала был уверен, что сможет остановиться и пошел к ней. Так и пропал он, следуя за птицей. Прошли годы и Кострома выросла и стала красивой девушкой на выданье. Она сплела венок из полевых цветов и заявила, что выйдет замуж лишь за того, кто достоин ее, кто сможет у нее отнять венок. Никому это не удалось. И вот пришла она к Ра-реке и сделала вызов богам, прокричав, что на этой земле нет никого, кто бы был истинно достоин ее. Дунул сильный ветер и ее венок упал в реку и поплыл по течению. Его поднял незнакомец, проплывавший мимо на лодке. Кострома была очарована им и они связали свои узы сразу же, как и говорила Кострома. На следующий день молодые явились пред родителями ее и они узнали в женихе своего сына Купалу. Кострома и Купала осознали, что они брат и сестра и не смогли этого вынести. Ведь то чувство, что их настигло, было вовсе не сила родства. Они взялись за руки и пошли к самому высокому берегу Ра-реки и бросились вниз. Купало погиб, а Кострому боги наказали за гордыню в истории с венком, превратили ее в русалку (мавку). Так, она выходила на берег, и от тоски призывала и манила молодых парней к берегу. И вела в воду, думая на каждого, что это Купала, без которого ей так одиноко и плохо. А затем очнувшись от того, что это был не он, уплывала и пряталась. Со временем русалку стали называть Марена, Мара как та, которая насылает марево, одурманивает.

       У легенды есть хороший конец. Боги все же сжалились над ней. Они вернули Купалу из мира усопших Нави и навсегда сплели их тела воедино в образе прекрасного цветка Купала-да-мавка. Со временем, после принятия христианства, его стали называть Иван-да-Марья. Догадаться уже легко, почему именно так.

 Купальский костер

       Основным символом этого праздника является купальский костер (огонь), который зажигают ближе к ночи 6го июля и поддерживают в нем огонь до утра 7го числа. Такой костер называли Купайло. Этот костер как олицетворение солнца, тоже дает свет и тепло, должен быть самым большим на празднике. Его готовят заранее, а затем с четырёх сторон (как четыре солнца разных сезонов) с маленьких костров несут по горящий дровинке и подпаливают. И желательно, чтобы эти 4 костра смогли молодцы добыть сами, трением палочек. Вот, где парни смогли бы проявить себя. Такой огонь считался живым огнем. Люди верили, что так «зарождается» солнце Купало в утробе матери-земли, рождается символ плодородия. Ведь летом самые долгие дни и короткие ночи, что означает, что растения и живые существа получат больше света и тепла, чудодейственной силы. Иногда на главном костре, на его осевой жерди, крепили колесо. Таким образом колесо олицетворяло Солнце-Купалу. А иногда такое колесо подпаливали и катили его с горки. В некоторых селах вместо него подпаливали скатанное как бочонок сено. Очень красивое зрелище. Чаще так забавлялись, в местностях, где у подножья горки (холма) была река. Примечательно, что после праздника остатки огня и углей притаптывали ногами и раскидывали по поляне, потому что огонь сей был волшебным. Это делали для того, чтобы их не использовали ведьмы и нечистая сила.

Купальские гуляния

       Все обрядовые гуляния были связаны с двумя стихиями, а точнее персонажами, которые их изображали. Это Купало (стихия огня) – мужское начало и Марена (стихия воды) – женское начало. И, конечно, их делали из соломы и украшали венками, цветами, лентами. Вокруг таких кукол водили хороводы, пели песни, а потом их относили к воде топить. И сами купались, а потом бежали к огню. Иногда кукол просто палили в купальском огне.

поверья на Купала, как оздоровиться, как выздороветь, очищение огнем

       Центром праздника был купальский костер, вокруг которого танцевали, водили хороводы. Одним из главных ритуалов были прыжки через купальский очищающий костер. Он очищал от болезней, восстанавливал ауру, а некоторых и сушил, после того, как из воды доставали венок девушки ;) А вот матери больных детей сжигали на купальских кострах их рубахи, чтобы они поскорее выздоровели. Чтобы очистится, нужно трижды перепрыгнуть через костер. Сначала, пока костер был сильный и высокий, первыми через него прыгали юноши, показывая какие они ловкие. Тот, кого пламя не коснулось, будет счастлив и в его семье будет хороший урожай, а вот кого коснулось, обожгло пламя – жди беды. Когда огонь становился средним, через него уже прыгали все, а затем и выстраивались пары. В пары становились лишь влюбленные, помолвленные да уже женатые. Важно было не разорвать руки в паре. Если руки не разомкнулись – жить молодым в благополучие всю жизнь, а кто еще не женился – они непременно поженятся. Важно, что просто так в пару нельзя было становиться с кем-либо, лишь с суженым (суженой). Уж лучше просто самому прыгнуть.

       Считалось, что в эту волшебную ночь оживала природа и даже деревья переходили с место на место и шептались. Травы обретали магические свойства. Так что девушки, бабки-знахарки да и ведьмы, не привлекая внимания, шли за травами и цветами. Их собирали и клали под иванову росу, затем сушили и применяли в целительстве, обрядах, в борьбе с нечистью. Ведьмы делали пакости, а девушки привораживали и омолаживались. Кстати, как и во все важные праздники, с магической силой просыпалась и вся нечисть – лешие, русалки, водяной, черти и прочие. Потому многие матери заклинали не купаться в реках после захода солнца, чтобы водяной или русалки не потопили их. А если уж молодежь ходила искать цвет папоротника, то кричать в лесу запрещалось, чтобы леший не услышал и не запутал.

 Иванов день или праздник Ивана Купала - о цветке папоротника и поверьях, о венках и гаданиях

Комментарии