День Ивана Купала (или Иванов день) - это славянский праздник Солнца и зрелости лета, день летнего солнцестояния по старому стилю (24 июня). Это день летнего солнцеворота, когда весеннее солнце Ярило сменяется рождением летнего солнца Купало. Его праздновали в ночь с 6 на 7 июля, а церковь 7 июля празднует рождение Иоанна (Ивана) Крестителя. Он проповедовал покаяние через крещение и крестил в водах Иордана самого Иисуса Христа. Со временем славянские традиции и христианство тесно сплелись в один праздник и к Купало неразлучно приставили имя Иван. А в некоторых местностях вместо имени Иван, говорят Ян Купала (созвучие с Иоанн).
Легенда о Купале и Костроме, о цветке Иван-да-Марья
Бог Симаргл – бог огня и покровитель небесного очага, всегда следил и укрывал Солнце от земного зла. Он был влюблен в богиню ночи Купальницу. И вот он не выдержал любовных мук, покинул пост и спустился к Ра-реке, где она его манила и звала. Его любовь, конечно, была взаимна. Но ночь начала отвоевывать у Солнца время и становилась длиннее на Земле. Он вернулся на пост, но через 9 месяцев (в день летнего солнцестояния) родились у них сын Купала и дочь Кострома. Бог Перун преподнес новорожденным свой подарок. Он вложил свою силу и создал дивной красоты цветок у единственно нецветущего папоротника. Дети росли красивые и здоровые.
Однажды дети убежали гулять к Ра-реке, а там любила обитать птица тьмы. Все, кто ее будут слушать, не смогут остановиться и будут хотеть слушать это великолепное пение всегда. Сестра убежала вовремя, а вот Купала был уверен, что сможет остановиться и пошел к ней. Так и пропал он, следуя за птицей. Прошли годы и Кострома выросла и стала красивой девушкой на выданье. Она сплела венок из полевых цветов и заявила, что выйдет замуж лишь за того, кто достоин ее, кто сможет у нее отнять венок. Никому это не удалось. И вот пришла она к Ра-реке и сделала вызов богам, прокричав, что на этой земле нет никого, кто бы был истинно достоин ее. Дунул сильный ветер и ее венок упал в реку и поплыл по течению. Его поднял незнакомец, проплывавший мимо на лодке. Кострома была очарована им и они связали свои узы сразу же, как и говорила Кострома. На следующий день молодые явились пред родителями ее и они узнали в женихе своего сына Купалу. Кострома и Купала осознали, что они брат и сестра и не смогли этого вынести. Ведь то чувство, что их настигло, было вовсе не сила родства. Они взялись за руки и пошли к самому высокому берегу Ра-реки и бросились вниз. Купало погиб, а Кострому боги наказали за гордыню в истории с венком, превратили ее в русалку (мавку). Так, она выходила на берег, и от тоски призывала и манила молодых парней к берегу. И вела в воду, думая на каждого, что это Купала, без которого ей так одиноко и плохо. А затем очнувшись от того, что это был не он, уплывала и пряталась. Со временем русалку стали называть Марена, Мара как та, которая насылает марево, одурманивает.
У легенды есть хороший конец. Боги все же сжалились над ней. Они вернули Купалу из мира усопших Нави и навсегда сплели их тела воедино в образе прекрасного цветка Купала-да-мавка. Со временем, после принятия христианства, его стали называть Иван-да-Марья. Догадаться уже легко, почему именно так.
Купальский костер
Основным символом этого праздника является купальский костер (огонь), который зажигают ближе к ночи 6го июля и поддерживают в нем огонь до утра 7го числа. Такой костер называли Купайло. Этот костер как олицетворение солнца, тоже дает свет и тепло, должен быть самым большим на празднике. Его готовят заранее, а затем с четырёх сторон (как четыре солнца разных сезонов) с маленьких костров несут по горящий дровинке и подпаливают. И желательно, чтобы эти 4 костра смогли молодцы добыть сами, трением палочек. Вот, где парни смогли бы проявить себя. Такой огонь считался живым огнем. Люди верили, что так «зарождается» солнце Купало в утробе матери-земли, рождается символ плодородия. Ведь летом самые долгие дни и короткие ночи, что означает, что растения и живые существа получат больше света и тепла, чудодейственной силы. Иногда на главном костре, на его осевой жерди, крепили колесо. Таким образом колесо олицетворяло Солнце-Купалу. А иногда такое колесо подпаливали и катили его с горки. В некоторых селах вместо него подпаливали скатанное как бочонок сено. Очень красивое зрелище. Чаще так забавлялись, в местностях, где у подножья горки (холма) была река. Примечательно, что после праздника остатки огня и углей притаптывали ногами и раскидывали по поляне, потому что огонь сей был волшебным. Это делали для того, чтобы их не использовали ведьмы и нечистая сила.
Купальские гуляния
Все обрядовые гуляния были связаны с двумя стихиями, а точнее персонажами, которые их изображали. Это Купало (стихия огня) – мужское начало и Марена (стихия воды) – женское начало. И, конечно, их делали из соломы и украшали венками, цветами, лентами. Вокруг таких кукол водили хороводы, пели песни, а потом их относили к воде топить. И сами купались, а потом бежали к огню. Иногда кукол просто палили в купальском огне.
Центром праздника был купальский костер, вокруг которого танцевали, водили хороводы. Одним из главных ритуалов были прыжки через купальский очищающий костер. Он очищал от болезней, восстанавливал ауру, а некоторых и сушил, после того, как из воды доставали венок девушки ;) А вот матери больных детей сжигали на купальских кострах их рубахи, чтобы они поскорее выздоровели. Чтобы очистится, нужно трижды перепрыгнуть через костер. Сначала, пока костер был сильный и высокий, первыми через него прыгали юноши, показывая какие они ловкие. Тот, кого пламя не коснулось, будет счастлив и в его семье будет хороший урожай, а вот кого коснулось, обожгло пламя – жди беды. Когда огонь становился средним, через него уже прыгали все, а затем и выстраивались пары. В пары становились лишь влюбленные, помолвленные да уже женатые. Важно было не разорвать руки в паре. Если руки не разомкнулись – жить молодым в благополучие всю жизнь, а кто еще не женился – они непременно поженятся. Важно, что просто так в пару нельзя было становиться с кем-либо, лишь с суженым (суженой). Уж лучше просто самому прыгнуть.
Считалось, что в эту волшебную ночь оживала природа и даже деревья переходили с место на место и шептались. Травы обретали магические свойства. Так что девушки, бабки-знахарки да и ведьмы, не привлекая внимания, шли за травами и цветами. Их собирали и клали под иванову росу, затем сушили и применяли в целительстве, обрядах, в борьбе с нечистью. Ведьмы делали пакости, а девушки привораживали и омолаживались. Кстати, как и во все важные праздники, с магической силой просыпалась и вся нечисть – лешие, русалки, водяной, черти и прочие. Потому многие матери заклинали не купаться в реках после захода солнца, чтобы водяной или русалки не потопили их. А если уж молодежь ходила искать цвет папоротника, то кричать в лесу запрещалось, чтобы леший не услышал и не запутал.
Иванов день или праздник Ивана Купала - о цветке папоротника и поверьях, о венках и гаданиях
Комментарии