Троица – история и традиции. Часть 2

пт, 05/29/2015 - 14:20 -- magistico

       Начало статьи здесь.

       Сама Троица всегда приходится на воскресенье. Конечно, отмечать сей праздник стали, когда укрепилось христианство. Так как это большой христианский праздник, то к нему тщательно готовились: убирали дом и двор, украшали травами, ветками березы, липы и клена, пекли куличи, пироги, готовили самые нарядные одежды – вышиванки (так девушки заодно и показывали себя народу в качестве невест на выданье). Молодежь устраивала гулянье в лесах и у рек, завивали венки из березы и полевых цветов, приглашали гостей. Девушки ходили отдельно днем кумиться и венки пускать по реке, смотреть свою судьбу. Но юноши все равно приходили посмотреть, их не прогоняли, угощали.

       Обряд кумления. Подруги таким образом принимали родство души друг в друге и становились «кумушками-голубушками», лучшими подругами. Одна другой была верна, помогала готовить приданое, становилось «подружкой» невесты. Они брали с собой сковороду, яйца, кусочки сала, хлеб, шли на природу. Затем подходили к березе, заплетали ветки и замыкали их в кольцо и, протягивая меж друг другом этот венок (кольцо), целовались. Береза всегда считалась деревом женским и считалась средоточием магической плодородной энергии, символом неисчерпаемой жизненной силы. Затем обменивались через этот же венок платками или другими подарками и садились кругом угощаться. Самое главное блюдо – это яичница на шкварках, приготовленная на костре. Неспроста яичница, ведь яйцо - древний символ. Вспоминая этот обычай, и пожилые женщины, и постарше приходили на берег или в поле покумиться в Троицу. Они просто садились кругом, угощались и дурачились.

       В этот праздник и на следующий день наши предки считали, что растения обладали магической силой. Потому их собирали и знахари, и простые люди.

       А в понедельник Духов день (День Святого Духа) или «День Духа», «Иван-да-Марья», «Провожание русалок». Этот день в народе называли именинами земли. В Духов день собранные и засушенные травы и цветы считали самыми целебными, так как злые духи в этот праздник прячутся. Землю в этот день не тревожили, никто не рыл, не копал, не сажал. Лишь совершали обряды, ритуалы, которые защищали землю и приносили ей урожайность.

       Поцелуи среди молодежи были недозволительны, но в такой праздник можно было показать друг другу и остальным, что они пара. Для этого плелись венки из колосьев пшеницы или другого злака. Затем девушка надевала свой венок парню и троекратно целовала. При этом оба они должны были стоять на коленях друг перед другом.

       В некоторых местах проводился обряд «Похороны Костромы». Он завершает троицко-седмицкие праздники, отсюда ритуалы проводов — похорон весны в образе Костромы. Кострому изображали девушка или женщина в белых одеждах (а иногда использовали просто чучело из соломы). Обряд похорон сопровождался весельем, купанием, играми. "Умершую Кострому" укладывали на доски, и процессия перемещалась к реке, где "Кострому пробуждали". Считалось, что на следующий год Кострома воскреснет и снова придет на землю, принеся плодородие полям и растениям.

       А вот после праздников наступали трудовые дни, чтобы получить хороший урожай. Со временем древние обряды седмицкой недели постепенно переносились на Троицу. Так целый комплекс праздников и обрядов соединился воедино.

Троица – история и традиции. Часть 1

Обряды, традиции, секреты предков на Троицу

Комментарии